30.01.2023
Тенденции современного образования: как предпочитают учиться студенты
Тенденции современного образования
Образовательная сфера – это зеркало развития общества. Любые изменения в мире затрагивают ее, влияя на качество и характер образования. Одни специальности появляются, другие уходят в прошлое, меняются сами подходы к обучению, абитуриенты выбирают будущую профессию по иным критериям по сравнению с их родителями. Предлагаем познакомиться с самыми популярными тенденциями современного образования, которые постепенно внедряют в школах, колледжах и университетах.
Тренд на непрерывное обучение
Иначе этот тренд называется Lifelong Learning, или «обучение продолжительностью в жизнь». Несколько десятилетий назад достаточно было отучиться в университете, и полученных знаний должно было хватить почти на всю профессиональную жизнь. В некоторых профессиях достаточно было иногда проходить курсы повышения квалификации, а в других и этого не требовалось.
В современном мире всё иначе. Он меняется слишком быстро: каждый день люди создают новые технологии, совершают научные прорывы. Многие профессии теряют актуальность ввиду цифровизации и роботизации. Чтобы поспевать за изменениями, учиться приходится буквально всю жизнь. Иногда знания успевают устареть даже за то время, пока человек учится в университете, так как учебные программы не синхронизируются с изменениями.
Поэтому школы и вузы, следящие за трендами в образовании, стараются не просто передать учащимся знания, но и воспитать в них готовность учиться всю жизнь. Образование даст хорошую теоретическую базу, научит извлекать, систематизировать и усваивать информацию. А дальнейшее уже находится в руках каждого человека.
Цифровизация
У этого тренда есть несколько граней. Первая – цифровизация очного учебного процесса, то есть активное применение цифровых технологий. Школьники и студенты в обязательном порядке изучают информатику и ИКТ, из них делают продвинутых пользователей ПК. В учебном процессе применяют презентации, видео- и аудиоматериалы. Оценки выставляют в электронный дневник, школьники, учителя и родители поддерживают связь в чатах, обмениваются данными по электронной почте.
Вторая грань – появление огромного числа обучающих курсов и программ. Теперь, чтобы изучить что-то новое, необязательно поступать на соответствующую специальность в вуз или колледж. Иногда достаточно пройти онлайн-курсы. В Сети изучают иностранные языки, цифровые технологии, дизайн, музыку. В интернете можно найти практически любой учебник или книгу, посмотреть обучающее видео или документальный фильм.
Третья грань цифровизации образования – появление дистанционного обучения в рамках конкретного учебного заведения. К этому формату прибегают многие современные и прогрессивные вузы. Студенты из других городов и даже стран могут не присутствовать на занятиях очно, а заниматься в удаленном формате. При этом качество их образования не уступает полученному очниками.
Смешанное обучение
В новые тенденции образования входит смешанное обучение, продолжающее тематику предыдущего пункта. Смешанное обучение – это сочетание традиционного учебного формата, когда учитель находится лицом к лицу с учащимися, с элементами онлайн-обучения. В учебном процессе активно используют видео и аудио, онлайн-общение, интерактивные элементы и др.
Принципы такого учебного формата:
1. Последовательность. Сначала учащийся самостоятельно знакомится с материалом, затем получает разъяснения от учителя, а после учится применять их на практике.
2. Наглядность. Этот принцип уже давно используют в современном образовании. Но в случае со смешанным обучением особую роль при этом отводят цифровым технологиям.
3. Доступность материалов. Все нужные теоретические материалы всегда есть в свободном доступе онлайн, и ученик может в любой момент к ним обратиться.
4. Индивидуальный подход. Для каждого учащегося разрабатывают личную образовательную траекторию с учетом его особенностей.
Геймификация
Следующий вектор развития образования – это использование в обучающем процессе игровых элементов (от англ. game – «игра»). В первую очередь такой подход реализуют в школах. Обучение с элементами игры имеет несколько плюсов. Во-первых, так интереснее, с этим согласится большинство школьников. Во-вторых, игра помогает развить творческое мышление, улучшить коммуникацию и умение находить общий язык, работать в команде. Эти soft skills в дальнейшем оценят работодатели.
Геймификация тоже имеет несколько принципов:
1. Добровольность и мотивированность. Если ребенка заставляют участвовать в игре, это не принесет пользы, а, наоборот, вызовет неприязнь к учителю или учебному процессу.
2. Разнообразие алгоритмов. Игра не должна иметь единственно возможного и четкого пути от задачи к решению. Ученику полезно иметь выбор между разными вариантами, ролями.
3. Вознаграждение. Подбор вознаграждения для каждого учащегося основан на его интересах и ценностях.
В рамках геймификации можно использовать такие цифровые достижения, как технологии виртуальной и дополненной реальности. Как подтверждают исследования, это способствует наглядности, мотивации, вовлеченности учащихся, расширяет их представления об окружающем мире.
Самостоятельность и ответственность
В рамках новых форм в образовании важное место отводят самостоятельности учащихся. В начале статьи мы отметили важность принципа Lifelong Learning. Продолжать изучать новое даже после окончания учебного заведения требует к тому же личной ответственности. В учащихся школ, колледжей и университетов сегодня поощряют активность и инициативность. Школьники и студенты не просто выслушивают материал и выполняют задания, но много внимания уделяют самообучению, реализуют самостоятельные проекты, ищут и обрабатывают информацию.
Роли преподавателя и ученика
Новое в образовании затрагивает и то, что казалось незыблемым: распределение ролей учитель – ученик. Раньше учитель полностью контролировал учебный процесс и был основным источником знаний. Каждое задание учащиеся выполняли строго по его указке. И такой порядок сохранялся на протяжении столетий с древних времен.
XXI век изменил и это. Сегодня учитель – это скорее куратор учебного процесса, но не единовластный повелитель. Он наставляет, направляет, корректирует действия учеников, но не навязывает им четких и подробных инструкций. Задача учителя – предоставить подопечным достаточно простора для развития инициативности, умения мыслить творчески, решать нестандартные задачи. Он старается воспитать в них критический подход к информации.
Креативность человеческого мышления будет особенно востребована в ближайшие десятилетия, когда рутинные и однообразные задачи будут возложены на роботов. Это качество захотят видеть в соискателях многие работодатели.
Какие образовательные тенденции реализуют в ИМЭС
В Институте международных экономических связей уделяют внимание сразу нескольким основным тенденциям образования. Большую роль в учебном процессе в ИМЭС играет использование информационных технологий. На них будет построен мир будущего. Поэтому в обучении используются презентации, видеоматериалы. К тому же в ИМЭС можно получить высшее образование дистанционно, а также онлайн. Это дешевле и удобнее для студентов из других городов или ограниченных во времени.
Другое преимущество ИМЭС – стремление взрастить в учащихся самостоятельность, инициативность, развить творческий подход и лидерские задатки. Преподаватели института – мудрые наставники с внушительным опытом в своей сфере. При этом они следят за образовательными тенденциями и применяют современные методики в учебном процессе. Большое внимание уделяется практикоориентированности. Это позволяет выпускникам ИМЭС быстрее погрузиться в профессию. Бонусом выступает изучение иностранного языка на углубленном уровне.
Получить высшее образование в институте можно по нескольким направлениям подготовки: Экономика, Юриспруденция, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление, Психология и др. ИМЭС предлагает освоить востребованную и перспективную профессию, с которой легко можно трудоустроиться после выпуска.
Образовательная сфера – это зеркало развития общества. Любые изменения в мире затрагивают ее, влияя на качество и характер образования. Одни специальности появляются, другие уходят в прошлое, меняются сами подходы к обучению, абитуриенты выбирают будущую профессию по иным критериям по сравнению с их родителями. Предлагаем познакомиться с самыми популярными тенденциями современного образования, которые постепенно внедряют в школах, колледжах и университетах.
Тренд на непрерывное обучение
Иначе этот тренд называется Lifelong Learning, или «обучение продолжительностью в жизнь». Несколько десятилетий назад достаточно было отучиться в университете, и полученных знаний должно было хватить почти на всю профессиональную жизнь. В некоторых профессиях достаточно было иногда проходить курсы повышения квалификации, а в других и этого не требовалось.
В современном мире всё иначе. Он меняется слишком быстро: каждый день люди создают новые технологии, совершают научные прорывы. Многие профессии теряют актуальность ввиду цифровизации и роботизации. Чтобы поспевать за изменениями, учиться приходится буквально всю жизнь. Иногда знания успевают устареть даже за то время, пока человек учится в университете, так как учебные программы не синхронизируются с изменениями.
Поэтому школы и вузы, следящие за трендами в образовании, стараются не просто передать учащимся знания, но и воспитать в них готовность учиться всю жизнь. Образование даст хорошую теоретическую базу, научит извлекать, систематизировать и усваивать информацию. А дальнейшее уже находится в руках каждого человека.
Цифровизация
У этого тренда есть несколько граней. Первая – цифровизация очного учебного процесса, то есть активное применение цифровых технологий. Школьники и студенты в обязательном порядке изучают информатику и ИКТ, из них делают продвинутых пользователей ПК. В учебном процессе применяют презентации, видео- и аудиоматериалы. Оценки выставляют в электронный дневник, школьники, учителя и родители поддерживают связь в чатах, обмениваются данными по электронной почте.
Вторая грань – появление огромного числа обучающих курсов и программ. Теперь, чтобы изучить что-то новое, необязательно поступать на соответствующую специальность в вуз или колледж. Иногда достаточно пройти онлайн-курсы. В Сети изучают иностранные языки, цифровые технологии, дизайн, музыку. В интернете можно найти практически любой учебник или книгу, посмотреть обучающее видео или документальный фильм.
Третья грань цифровизации образования – появление дистанционного обучения в рамках конкретного учебного заведения. К этому формату прибегают многие современные и прогрессивные вузы. Студенты из других городов и даже стран могут не присутствовать на занятиях очно, а заниматься в удаленном формате. При этом качество их образования не уступает полученному очниками.
Смешанное обучение
В новые тенденции образования входит смешанное обучение, продолжающее тематику предыдущего пункта. Смешанное обучение – это сочетание традиционного учебного формата, когда учитель находится лицом к лицу с учащимися, с элементами онлайн-обучения. В учебном процессе активно используют видео и аудио, онлайн-общение, интерактивные элементы и др.
Принципы такого учебного формата:
1. Последовательность. Сначала учащийся самостоятельно знакомится с материалом, затем получает разъяснения от учителя, а после учится применять их на практике.
2. Наглядность. Этот принцип уже давно используют в современном образовании. Но в случае со смешанным обучением особую роль при этом отводят цифровым технологиям.
3. Доступность материалов. Все нужные теоретические материалы всегда есть в свободном доступе онлайн, и ученик может в любой момент к ним обратиться.
4. Индивидуальный подход. Для каждого учащегося разрабатывают личную образовательную траекторию с учетом его особенностей.
Геймификация
Следующий вектор развития образования – это использование в обучающем процессе игровых элементов (от англ. game – «игра»). В первую очередь такой подход реализуют в школах. Обучение с элементами игры имеет несколько плюсов. Во-первых, так интереснее, с этим согласится большинство школьников. Во-вторых, игра помогает развить творческое мышление, улучшить коммуникацию и умение находить общий язык, работать в команде. Эти soft skills в дальнейшем оценят работодатели.
Геймификация тоже имеет несколько принципов:
1. Добровольность и мотивированность. Если ребенка заставляют участвовать в игре, это не принесет пользы, а, наоборот, вызовет неприязнь к учителю или учебному процессу.
2. Разнообразие алгоритмов. Игра не должна иметь единственно возможного и четкого пути от задачи к решению. Ученику полезно иметь выбор между разными вариантами, ролями.
3. Вознаграждение. Подбор вознаграждения для каждого учащегося основан на его интересах и ценностях.
В рамках геймификации можно использовать такие цифровые достижения, как технологии виртуальной и дополненной реальности. Как подтверждают исследования, это способствует наглядности, мотивации, вовлеченности учащихся, расширяет их представления об окружающем мире.
Самостоятельность и ответственность
В рамках новых форм в образовании важное место отводят самостоятельности учащихся. В начале статьи мы отметили важность принципа Lifelong Learning. Продолжать изучать новое даже после окончания учебного заведения требует к тому же личной ответственности. В учащихся школ, колледжей и университетов сегодня поощряют активность и инициативность. Школьники и студенты не просто выслушивают материал и выполняют задания, но много внимания уделяют самообучению, реализуют самостоятельные проекты, ищут и обрабатывают информацию.
Роли преподавателя и ученика
Новое в образовании затрагивает и то, что казалось незыблемым: распределение ролей учитель – ученик. Раньше учитель полностью контролировал учебный процесс и был основным источником знаний. Каждое задание учащиеся выполняли строго по его указке. И такой порядок сохранялся на протяжении столетий с древних времен.
XXI век изменил и это. Сегодня учитель – это скорее куратор учебного процесса, но не единовластный повелитель. Он наставляет, направляет, корректирует действия учеников, но не навязывает им четких и подробных инструкций. Задача учителя – предоставить подопечным достаточно простора для развития инициативности, умения мыслить творчески, решать нестандартные задачи. Он старается воспитать в них критический подход к информации.
Креативность человеческого мышления будет особенно востребована в ближайшие десятилетия, когда рутинные и однообразные задачи будут возложены на роботов. Это качество захотят видеть в соискателях многие работодатели.
Какие образовательные тенденции реализуют в ИМЭС
В Институте международных экономических связей уделяют внимание сразу нескольким основным тенденциям образования. Большую роль в учебном процессе в ИМЭС играет использование информационных технологий. На них будет построен мир будущего. Поэтому в обучении используются презентации, видеоматериалы. К тому же в ИМЭС можно получить высшее образование дистанционно, а также онлайн. Это дешевле и удобнее для студентов из других городов или ограниченных во времени.
Другое преимущество ИМЭС – стремление взрастить в учащихся самостоятельность, инициативность, развить творческий подход и лидерские задатки. Преподаватели института – мудрые наставники с внушительным опытом в своей сфере. При этом они следят за образовательными тенденциями и применяют современные методики в учебном процессе. Большое внимание уделяется практикоориентированности. Это позволяет выпускникам ИМЭС быстрее погрузиться в профессию. Бонусом выступает изучение иностранного языка на углубленном уровне.
Получить высшее образование в институте можно по нескольким направлениям подготовки: Экономика, Юриспруденция, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление, Психология и др. ИМЭС предлагает освоить востребованную и перспективную профессию, с которой легко можно трудоустроиться после выпуска.