Роль колледжей в подготовке кадров для развития цифровой экономики
Содержание:
- Объективная необходимость совершенствования системы подготовки кадров в эпоху информатизации
- Методы и инструменты управления эпохи цифровой экономики
- Государственный и корпоративный подход к разработкам информационных систем производственных предприятий в эпоху цифровой экономики
- Конкурентные преимущества и слабости в эпоху цифровой экономики
Человечеству только предстоит раскрыть потенциал «цифры» – для этого нужны квалифицированные специалисты. Поэтому возрастает роль колледжей в подготовке кадров для развития цифровой экономики. Именно учреждения среднего профессионального образования быстро готовят специалистов и обеспечивают потребности стремительно меняющегося рынка труда.
Объективная необходимость совершенствования системы подготовки кадров в эпоху информатизации
Инновации, которыми сегодня пользуется человечество, разрабатывались в течение продолжительного времени. Теперь они глобально распространяются очень быстрыми темпами – онлайн-банкингом, маркетплейсами, каршерингом пользуются миллионы людей. Умные дома и города, беспилотные автомобили, ИИ-ассистенты проникают в повседневную жизнь. Уровень распространения «цифры» в большинстве российских регионов уже выше 60 %, а в некоторых превышает 75 %.
Развитие цифровых технологий неизбежно. Практически все отрасли экономики или уже оцифрованы, или движутся к этому. Но прогресс замедляют проблемы на рынке труда – технологическим компаниям и стартапам не удается найти кадры с нужной квалификацией для реализации проектов цифровой экономики в достаточном количестве. Например, в России недостаток специалистов оценивают в 33,9 млн человек.
Современное состояние рынка труда и тот факт, что технологический цикл в сегодняшнем мире меняется всего за 2,5 года, делает колледж одним из наиболее востребованных элементов системы профессионального образования. Обучение в колледже наиболее актуально для тех молодых людей, которые хотят овладеть востребованной специальностью на практическом уровне и приступить к профессиональной деятельности в кратчайшие сроки.
Методы и инструменты управления эпохи цифровой экономики
Одними из основных преимуществ цифровой экономики выступают упрощение и ускорение взаимодействия сторон в управлении, возможность масштабирования до международного уровня и интеграции во внутригосударственные процессы. В ближайшей перспективе на всех уровнях экономической системы отразится использование таких методов и инструментов управления, как метод Big data, экспертные системы, блокчейн и децентрализация.
Согласно федеральной программе «Цифровая экономика России», к основным методам и инструментам управления в новой технологической реальности относятся:
- системы распределенного реестра. Роль блокчейна – упростить работу регистрационных палат, медицинских учреждений, финансового сектора;
- квантовые технологии. С помощью квантовых технологий можно создать сверхточные сенсоры, которые найдут применение в системах спутниковой связи, медицине и археологии, а также разработать сложные вычислительные алгоритмы для повышения кибербезопасности;
- промышленный интернет. Технология позволяет собирать и обмениваться данными в режиме реального времени. Этот метод используется для повышения эффективности производства, оптимизации бизнес-процессов;
- большие данные. Метод больших данных позволяет обнаружить зависимости, которые не представляются очевидными. Например, ретейлер анализирует спрос покупателей на разные группы товаров в зависимости от сезона, времени суток, погоды и формирует предложение на основании этих данных;
- виртуальная и дополненная реальность. Например, AR/VR повышают эффективность государственного управления. Метод можно использовать для работы с цифровыми документами, визуализации больших объемов данных, подготовки госслужащих, обеспечения общественной и кибербезопасности.
Специалисты, занятые в цифровой экономике, должны владеть ключевыми технологиями и интеллектуальными системами. Для этого не нужно фундаментальное университетское образование – достаточно освоения относительно короткой практикоориентированной программы.
Государственный и корпоративный подход к разработкам информационных систем производственных предприятий в эпоху цифровой экономики
Государство активно поддерживает разработку новых информационных систем и технологические стартапы. Его задачи в процессе формирования и развития «цифры» – обеспечить нормативное регулирование, подготовить кадры, информационную инфраструктуру. В рамках подготовки специалистов также должна быть осуществлена модернизация системы образования.
Внедрение «цифры» во все сферы жизни требует изменений в образовании. Возникает необходимость обучения кадров «традиционных» профессий базовым IT-компетенциям, повышения общего уровня компьютерной грамотности, привлечения абитуриентов на IT-направления и математические специальности. Всё это должно быть осуществлено в сжатые сроки. С этим под силу справиться не университетам, а колледжам – их образовательные программы проще адаптировать под новую реальность, чем академические учебники вузов.
Конкурентные преимущества и слабости в эпоху цифровой экономики
В связи с изменениями ожидается масштабная трансформация требований к специалистам. Основным конкурентным преимуществом на рынке труда в надвигающуюся цифровую эпоху станет технологическая грамотность. Уже через 5–10 лет профессионалы из разных областей должны будут уметь работать с большими данными, ИИ, виртуальной и дополненной реальностью. Традиционные профессии подвергнутся цифровой трансформации или исчезнут.
Другие изменения, которые обусловлены активным внедрением «цифры»:
- возникновение новых профессий;
- снижение спроса на специальности, которые предполагают рутинные операции;
- сокращение жизненного цикла разных специальностей в связи с быстрой сменой технологий;
- трансформация компетентностных профилей отдельных категорий работников;
- повышение требований к адаптивности персонала.
Кроме того, важным конкурентным преимуществом станет высокая степень развития soft skills. Будут востребованы работники, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, то есть теми способностями, которые отличают человека от машины.
В ближайшей перспективе вырастет потребность в специалистах по таким направлениям, как анализ больших данных, робототехника, виртуальная реальность, искусственный интеллект. Наилучший образовательный маршрут для подготовки – колледж плюс высшее образование (при необходимости). В колледж студенты поступают без ЕГЭ. Молодые люди учатся программировать на актуальных языках с первого курса.
В Колледже мировой экономики и передовых технологий готовят специалистов в области экономики, логистики, коммерции, информационных систем и программирования, права и организации соцобеспечения. Поступление в КМЭПТ дает возможность получить специальность, востребованную в условиях развития цифровой экономики. После окончания колледжа выпускники могут поступить в ИМЭС на льготных условиях.