Колледж мировой экономики и передовых технологий
+7 (499) 647-50-28
Москва, Мосфильмовская, дом 35
Светлая версия
18.08.2023

Роль электронной коммерции в современной мировой экономике

Роль электронной коммерции в современной мировой экономике

Роль электронной коммерции в современной мировой экономике, вызовы и возможности, которые дает эта сфера, привлекают многих. Конкуренция действительно усиливается: в 2022 году Россия стала лидером по росту e-commerce. Но к этому процессу всё еще можно присоединиться: профессионалам открыт путь в сферу онлайн-торговли.

Электронная коммерция: что это и как работает

Электронная торговля включает онлайн-транзакции, электронные платежные операции. К e-commerce также относят управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, электронный обмен данными, автоматизированные системы сбора данных.

E-commerce можно классифицировать по объекту продаж и конечному потребителю. В Интернете продают как физические (по данным платежного сервиса ЮKassa, наиболее востребованы позиции FMCG, одежда и обувь, бытовая техника и электроника), так и цифровые товары (музыку, фильмы, предметы в играх), а также цифровые и физические услуги.

По конечному потребителю e-commerce можно разделить еще на несколько видов: например, бизнес для бизнеса (продажа ПО другим компаниям), потребитель для потребителя (по такой схеме работают онлайн-сервисы по поиску мастеров, репетиторов).

Примерный алгоритм электронной коммерции:

  1. Клиент выбирает товар или услугу, оформляет заказ.
  2. Заявку подтверждает менеджер. Операция может быть автоматизированной.
  3. Клиент оплачивает заказ. Платеж обрабатывается. Если транзакция одобрена, товар отправляется на сборку.
  4. Заявка попадает в распределительный центр, откуда отправляется в ПВЗ или домой к клиенту.
  5. Клиент получает уведомление о том, что заказ доставлен.

Преимущества и недостатки электронной коммерции

В онлайн-торговле отсутствуют многие ограничения, свойственные офлайну. Например, интернет-продавцам легче распространять свои товары по всему миру, можно не заботиться о логистике (например, работая через маркетплейсы). В Интернете легко напоминать клиентам о товарах в корзине или предлагать подписаться, рекомендовать акционные товары – это стимулирует покупателя вернуться за новой покупкой.

Другие преимущества e-commerce:

  • минимум посредников;
  • простой доступ к данным о продажах;
  • отсутствие трат на торговую площадь, наём продавцов, то есть снижение расходов на реализацию товара.

Основные недостатки электронной коммерции:

  • ограниченная география (например, в местах со слабым интернет-покрытием и небольшим количеством пунктов выдачи пользоваться онлайн-магазинами неудобно);
  • сложность защиты авторских прав на электронные товары и онлайн-услуги;
  • рост конкуренции.

Рынок e-commerce в России и мире: состояние и перспективы

Цифровизация и массовый переход в онлайн сделал e-commerce ключевым трендом мировой экономики. По прогнозам аналитического агентства Insider Intelligence, к 2025 году объем интернет-продаж вырастет на 50 %, достигнет 7,3 трлн долларов, что составит 24,5 % совокупного объема продаж в розницу. В 2021 году этот показатель составлял 19,6 %.

Мировыми лидерами по объему онлайн-продаж выступают Китай, США и Великобритания. На топ-3 стран приходится 75,9 % отрасли. Китайский рынок – один из самых быстроразвивающихся. Стремительному росту способствует большой потенциал онлайн-пользователей, глубокое проникновение маркетплейсов (Alibaba Group, JD.com, Vipshop и более мелкие платформы).

На российском рынке в 2022 году количество онлайн-заказов увеличилось на 63 % по сравнению с предыдущим годом. На развитие онлайн-торговли в России влияет несколько факторов:

  • политическая и экономическая ситуация – санкции, снижение реальных доходов россиян;
  • наличие развитых площадок электронной коммерции (российские маркетплейсы Wildberries и OZON вошли в топ-30 крупнейших мировых площадок e-commerce);
  • пандемия и введенные в связи с ней ограничения (именно в 2020–2021 годах многие начали пользоваться онлайн-магазинами и продолжают до сих пор).

Россия пока не входит в топ-10 мировых лидеров по объемам продаж. До февраля 2022 года прогнозы экспертов и роль России в мировой e-commerce превышали среднемировые показатели. Насколько негативно скажутся новые реалии на развитии сферы электронной коммерции и с какими вызовами еще предстоит столкнуться, сказать сложно. Очевидно, что развитие несколько замедляется, меняются тренды, появляются новые возможности.

Возможности для развития в сфере электронной коммерции

Современным молодым людям, которые находятся на этапе выбора профессии, важно задуматься о том, чтобы развиваться в области международной электронной коммерции. В Колледже мировой экономики и передовых технологий есть возможность получить востребованную специальность в таких сферах:

  • Экономика и бухгалтерский учет – бухгалтер нужен для работы с документами, отчетами, составления налоговой и бухгалтерской отчетности, анализа финансовых показателей.
  • Информационные системы и программирование – специальность предполагает освоение разработки операционных систем, интерфейсов к распределенным базам данных, которыми и являются интернет-магазины.
  • Операционная деятельность в логистике – планирование, организация и контроль материальных и нематериальных потоков, ресурсов.
  • Коммерция – специальность, напрямую связанная с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.
  • Право и организация социального обеспечения – квалифицированные юристы нужны любому бизнесу.

Если ваша цель – получить качественное образование, КМЭПТ станет отличным первым шагом к успешной карьере. Чтобы отвечать вызовам будущего, молодым людям нужно вовремя задуматься об обучении востребованной профессии. Поступить на выбранную специальность в КМЭПТ можно после 9-го или 11-го класса на основании аттестата.


Связаться с приемной комиссией

* - обязательные поля


Фотогалерея

Возврат к списку























Наши контакты