Роль электронной коммерции в современной мировой экономике
Содержание:
Роль электронной коммерции в современной мировой экономике, вызовы и возможности, которые дает эта сфера, привлекают многих. Конкуренция действительно усиливается: в 2022 году Россия стала лидером по росту e-commerce. Но к этому процессу всё еще можно присоединиться: профессионалам открыт путь в сферу онлайн-торговли.
Электронная коммерция: что это и как работает
Электронная торговля включает онлайн-транзакции, электронные платежные операции. К e-commerce также относят управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, электронный обмен данными, автоматизированные системы сбора данных.
E-commerce можно классифицировать по объекту продаж и конечному потребителю. В Интернете продают как физические (по данным платежного сервиса ЮKassa, наиболее востребованы позиции FMCG, одежда и обувь, бытовая техника и электроника), так и цифровые товары (музыку, фильмы, предметы в играх), а также цифровые и физические услуги.
По конечному потребителю e-commerce можно разделить еще на несколько видов: например, бизнес для бизнеса (продажа ПО другим компаниям), потребитель для потребителя (по такой схеме работают онлайн-сервисы по поиску мастеров, репетиторов).
Примерный алгоритм электронной коммерции:
- Клиент выбирает товар или услугу, оформляет заказ.
- Заявку подтверждает менеджер. Операция может быть автоматизированной.
- Клиент оплачивает заказ. Платеж обрабатывается. Если транзакция одобрена, товар отправляется на сборку.
- Заявка попадает в распределительный центр, откуда отправляется в ПВЗ или домой к клиенту.
- Клиент получает уведомление о том, что заказ доставлен.
Преимущества и недостатки электронной коммерции
В онлайн-торговле отсутствуют многие ограничения, свойственные офлайну. Например, интернет-продавцам легче распространять свои товары по всему миру, можно не заботиться о логистике (например, работая через маркетплейсы). В Интернете легко напоминать клиентам о товарах в корзине или предлагать подписаться, рекомендовать акционные товары – это стимулирует покупателя вернуться за новой покупкой.
Другие преимущества e-commerce:
- минимум посредников;
- простой доступ к данным о продажах;
- отсутствие трат на торговую площадь, наём продавцов, то есть снижение расходов на реализацию товара.
Основные недостатки электронной коммерции:
- ограниченная география (например, в местах со слабым интернет-покрытием и небольшим количеством пунктов выдачи пользоваться онлайн-магазинами неудобно);
- сложность защиты авторских прав на электронные товары и онлайн-услуги;
- рост конкуренции.
Рынок e-commerce в России и мире: состояние и перспективы
Цифровизация и массовый переход в онлайн сделал e-commerce ключевым трендом мировой экономики. По прогнозам аналитического агентства Insider Intelligence, к 2025 году объем интернет-продаж вырастет на 50 %, достигнет 7,3 трлн долларов, что составит 24,5 % совокупного объема продаж в розницу. В 2021 году этот показатель составлял 19,6 %.
Мировыми лидерами по объему онлайн-продаж выступают Китай, США и Великобритания. На топ-3 стран приходится 75,9 % отрасли. Китайский рынок – один из самых быстроразвивающихся. Стремительному росту способствует большой потенциал онлайн-пользователей, глубокое проникновение маркетплейсов (Alibaba Group, JD.com, Vipshop и более мелкие платформы).
На российском рынке в 2022 году количество онлайн-заказов увеличилось на 63 % по сравнению с предыдущим годом. На развитие онлайн-торговли в России влияет несколько факторов:
- политическая и экономическая ситуация – санкции, снижение реальных доходов россиян;
- наличие развитых площадок электронной коммерции (российские маркетплейсы Wildberries и OZON вошли в топ-30 крупнейших мировых площадок e-commerce);
- пандемия и введенные в связи с ней ограничения (именно в 2020–2021 годах многие начали пользоваться онлайн-магазинами и продолжают до сих пор).
Россия пока не входит в топ-10 мировых лидеров по объемам продаж. До февраля 2022 года прогнозы экспертов и роль России в мировой e-commerce превышали среднемировые показатели. Насколько негативно скажутся новые реалии на развитии сферы электронной коммерции и с какими вызовами еще предстоит столкнуться, сказать сложно. Очевидно, что развитие несколько замедляется, меняются тренды, появляются новые возможности.
Возможности для развития в сфере электронной коммерции
Современным молодым людям, которые находятся на этапе выбора профессии, важно задуматься о том, чтобы развиваться в области международной электронной коммерции. В Колледже мировой экономики и передовых технологий есть возможность получить востребованную специальность в таких сферах:
- Экономика и бухгалтерский учет – бухгалтер нужен для работы с документами, отчетами, составления налоговой и бухгалтерской отчетности, анализа финансовых показателей.
- Информационные системы и программирование – специальность предполагает освоение разработки операционных систем, интерфейсов к распределенным базам данных, которыми и являются интернет-магазины.
- Операционная деятельность в логистике – планирование, организация и контроль материальных и нематериальных потоков, ресурсов.
- Коммерция – специальность, напрямую связанная с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.
- Право и организация социального обеспечения – квалифицированные юристы нужны любому бизнесу.
Если ваша цель – получить качественное образование, КМЭПТ станет отличным первым шагом к успешной карьере. Чтобы отвечать вызовам будущего, молодым людям нужно вовремя задуматься об обучении востребованной профессии. Поступить на выбранную специальность в КМЭПТ можно после 9-го или 11-го класса на основании аттестата.